Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном информационном обществе все больше ситуаций требую внимания от человека, при этом все сложнее человеку сосредоточится, выделить действительно главные вещи. Коммерческие структуры, органы власти, общественные организации борются за внимание людей, используя самые разнообразные способы, но при этом, не учитывают ограниченные психические возможности человека. В результате растет число людей, не способных управлять своим вниманием, что негативно отражается на качестве жизни, психическом состоянии. Данная работа нацелена на изучение проблемы использования внимания как психического познавательного процесса и проявление внимательности как личностного качества.
Изучение внимания достаточно широко представлено в научной литературе. Начало научного рассмотрения проблемы развития внимания в разное время, было положено отечественными психологами, такими как П.Я. Гальперин, С.П. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев. Эти исследователи давали определение вниманию, его свойства, формы, функции, динамику развития.
Большой вклад, в проблему развития внимания внесли также зарубежные психологи В. Вундт, Т. Рибо. Более полную характеристику свойств и видов внимания дали современные исследователи В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью систематизировать научные подходы к пониманию внимания как психического познавательного процесса и внимательности как личностного качества, а также выявить и охарактеризовать психологические методы изучения внимания.
Цель работы – охарактеризовать внимание как психический познавательный процесс и внимательность как свойство личности
Объект работы – внимание как психический познавательный процесс.
Предмет работы – психологические подходы и методики изучения внимания как психического познавательного процесса, а также внимательности как качества личности.
Задачи исследования:
1) провести обзор теоретических походов к определению понятия «внимание» в психологии;
2) рассмотреть виды, функции и свойства внимания;
3) охарактеризовать внимательность как свойство личности;
4) обобщить психологические методы исследования внимания;
5) проанализировать основные методики изучения внимания.
При написании работы использованы общенаучные методы исследования, такие, как анализ литературных источников, описание, обобщение, систематизация.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения внимания как психического познавательного процесса и внимательности как личностного качества
1.1. Обзор теоретических подходов к объяснению понятия «внимание»
Глава, посвященная вниманию, есть в каждом современном учебнике по психологии, и это не случайно. Внимание является одним из основных психологических процессов, влияющих на восприятие человеком окружающего мира, способность к обучению, качественному выполнению трудовых функций, самообеспечению, взаимодействию с другими людьми. Внимание изучают психологи, педагоги, специалисты общественных наук, но единого понимания внимания в научной среде не сформировано.
По мнению французского психолога Т. Рибо (1839-1916) внимание неразрывно связано с эмоциями: чем сильнее эмоции в качестве ответа на какое-либо внешнее событие, тем больше внимания привлекает это событие[5].
Схожая точка зрения представлена в исследованиях российского психолога Д. Н. Узнадзе (1886-1950). ОН изучал связи внимания и особенностей восприятия человека, а также влияние установок, формирующих определенные впечатления. Сильные впечатления повышают концентрацию и устойчивость внимания, поэтому для привлечения и удержания внимания необходимы дополнительные внешние и внутренние стимулы.
Отечественный ученый А.Н. Леонтьев (1903-1979) рассматривал внимание как внутренний психический процесс, существующий самостоятельно от познавательных процессов, имеющий собственное характеристики. П.Я. Гальперин (1902 – 1988) считал, что внимание неразрывно связано с другими психическими процессами и позволяет ориентировать деятельность человека в многообразии материальных и нематериальных объектов [11].
Л.С. Выготский (1896-1934) выделял два типа внимания. Первый тип характеризует врожденные способности человека к выбору тех или иных объектов, на которые будет направлено внимание. Такой тип обусловлен способностью к выживанию и адаптации во внешней среде. Второй тип внимания формируется под воздействием культурных факторов, таких, как социальное окружение, объекты, с которыми взаимодействует ребенок, процессы образования и воспитания. Внимание становится более управляемым, а выбор объектов внимания – более осознанным.
Физиологическое объяснение процесса внимания представлено в работах А.А. Ухтомского (1875-1942). Он исследовал очаги возбудимости, вызнающие в головном мозге в процессе сосредоточенности или рассеяности внимания, и пришел к выводу о том, что способность мозга к возбуждению и торможению нервный центров определяет возможность концентрации внимания на определённых объектов [5].
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) рассматривал внимание в контексте деятельности человека. Для обеспечения деятельности, выбора реакции на внешние события, необходимо воспринимать и анализировать происходящее, что обеспечивается использованием внимания. При этом внимание не только подталкивает к действию, но и наоборот, может привести к замедлению, остановке, если внешние сигналы содержат опасность. Связь внимания с деятельностью проявляется в том, что способность к восприятию действительности и выделению значимых объектов позволяет делать осознанный выбор действий в определенных ситуациях [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиева Т.И. Практики внимательности и смыслопорождения в образовательном процессе детского сада / Т.И. Алиева // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – № 4. – С. 99-109.
2. Антонова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития внимания у обучающихся / Н.В. Антонова // Преемственность в образовании. – 2021.– № 28 (3).– С. 318-322.
3. Ахмедьянова З.И. Сравнительный анализ корректурных проб: тест Бурдона и тест «Кольца Ландольта» / З.И. Ахмедьянова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2 (30).– С. 149-159.
4. Бутузова , Е.А. Развитие внимательности в локальной образовательной среде вуза гражданской авиации / Е.А. Бутузова //Theoria: педагогика, экономика, право. – 2020. – № 1 (1).– С. 6-10.
5. Верхотурова, Н.Ю. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии / Н.Ю. Верхотурова, А.Г. Литвинова //В сборнике: Наука и социум. материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск. – 2021. – С. 41-47.
6. Внимание. Общая психология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://note.domir.ru/lib/exe/fetch.php?media=biblioteka:druzhinin:ps-uchebn-druzhinin-10.pdf
7. Иванов, О.В. Проблемы изучения внимания и его свойств в современной психологии / О.В. Иванов // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2020. – № 2 (38).– С. 48-55.
8. Канарейко, Д.А. Практики внимательности как основной навык руководителя / Д.А. Канарейко // Вестник научной мысли. – 2021.– № 5.– С. 39-42.
9. Карсанова, Н.В. Как развивать внимательность у ребенка / Н.В. Карсанова // Научный альманах. – 2022. – № 10-1 (96). – С. 113-115.
10. Коржавина, С.В. Воспитание внимательности учащихся / С.В. Коржавина // Наука и образование: новое время. – 2018.– № 1 (24).– С. 296-299.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libraryiksu.kg/public/assets/upload/books/046_2-%20Общая%20психология._Маклаков%20А.Г_2016%20-583с.pdf5e6b144fc48ae.pdf
12. Методики диагностики внимания. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://balaevata.sch7-pav.ru/images/Диагностический%20материал/Познавательные%20процессы/vnimanie.pdf
13. Мурзаев Х.А., Магомедов И.А. Внимание людей - важнейший ресурс XXI века / Х.А. Мурзаев, И.А. Магомедов // Педагогический журнал.– 2020. – Т. 10. – № 2-1.– С. 253-257.
14. Разыкова, Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности / Л.Т. Разыкова //Проблемы науки. – 2020. – № 4 (52).– С. 83-84.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
16. Сидоров, К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона / К.Р. Сидоров //Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012.– № 4. – С. 50-57.